ABEKA

630088, г. Новосибирск, ул. Палласа, д. 27, корпус 1.

Заказать карту GR.Cards

+7 (383) 210 60 32, 380 58 02
+7 (952) 930 20 80

info@aveca.ru

Тахограф с СКЗИ или по ЕСТР

Здесь мы попробуем разобраться какой тахограф установить на транспортное средство.

Цифровой тахограф это электронное устройство, устанавливаемое на транспортное средство с целью контроля режима труда и отдыха водителя. Так уж произошло, что в России с недавних пор устанавливаются два вида тахографов: тахографы с блоком СКЗИ (чаще всего отечественного производства) и тахографы, соответствующие требованиям ЕСТР (европейские тахографы).

Тахограф ЕСТР или европейский тахограф – это тахограф, который имеет международный сертификат соответствия, одобрение типа и удовлетворяет требованиям Международного соглашения ЕСТР. Практически вся европейская техника уже оборудована такими тахографами.
Тахограф с СКЗИ – это тахограф, в котором установлен блок криптозащиты (блок СКЗИ), куда помещается и хранится информация, собранная тахографом. На все устройства, оборудованные подобными блоками криптозащиты, распространяется действие Закона о защите информации.

У владельцев транспорта всегда было желание подредактировать информацию, которую собирает тахограф. Это легко удавалось на аналоговых тахографах, где в качестве носителя информации служат бумажные диски – тахокарты.

Для исключения махинаций с тахографами на транспортные средства стали устанавливать цифровые тахографы, в которых информация хранится непосредственно в памяти и в течение всего срока службы тахографа. Точнее, весь срок службы тахограф по ЕСТР хранит информацию о нарушениях режима труда и отдыха и скоростного режима.

Тахограф с СКЗИ хранит всю информацию в блоке СКЗИ (так как это большой объем информации, блок СКЗИ подлежит замене каждые три года). Для того чтобы защитить хранимую тахографом информацию, используется два способа. Первый способ используется в тахографах по ЕСТР. Здесь защищается как весь тахограф целиком (при вскрытии тахографа уничтожается ключ, и тахограф перестает работать, т.е. после вскрытия тахографа он больше не может быть использован),   так и поступающая в него информация с датчика скорости (датчик формирует сигнал скорости, который шифруется непосредственно в датчике и в таком виде передается в тахограф).

Второй способ используется в тахографах с СКЗИ отечественного производства. Информация, которая попадает в тахограф, передается в блок криптозащиты, где она шифруется и в таком виде хранится. Во втором способе защита поступающей информации не производится, а защищается только поступившая информация, поэтому тахограф отечественного производства с СКЗИ не защищен от манипуляций, так как большинство манипуляций производится не с поступившей информацией, а с поступающей (предотвращение поступления сигнала скорости с датчика в тахограф, или поступление информации в тахограф якобы с датчика скорости при недвижимом автомобиле).

Блоком СКЗИ оборудованы не только тахографы отечественного производства. Европейские производители тахографов также наладили производство тахографов со встроенным блоком СКЗИ. Однако, эти тахографы пока представлены в продаже в минимальных количествах. Связано это с тем, что установка и последующая эксплуатация тахографа с СКЗИ предполагает значительные затраты со стороны автовладельца. И для зарубежных компаний не очевидно, что такие устройства все таки будут востребованы в промышленных масштабах. Стоимость тахографа с СКЗИ значительно выше, чем стоимость тахографа по ЕСТР, но к этому прибавляется тот факт, что в случае выхода из строя тахографа с СКЗИ, установленного на автомобиль, автомобиль будет вынужден простаивать несколько дней до тех пор, пока не отремонтируют тахограф. А ремонт тахографа смогут осуществлять только те компании, которые имеют лицензию ФСБ (таких компаний единицы по всей России, и их количество значительно не увеличится, это связано со сложностью и ценой получения такой лицензии). Осуществление без лицензии деятельности, при которой обязательно ее наличие, попадает под уголовную ответственность (ч1 или ч2 ст 171 УК РФ). Поставить взамен вышедшего из строя тахографа с СКЗИ другой тахограф с СКЗИ не получится, так как в блоке СКЗИ хранится информация, включающая VIN автомобиля, и общая база данных не допускает его повторения, до тех пор пока первый блок СКЗИ не выведен из эксплуатации согласно установленной процедуре (на данный момент такое событие никак не прописано в законодательной части и не имеет руководства к действию).
Дооснастить уже установленный тахограф блоком СКЗИ, будь тот российского или европейского производства (как бы не уверяли продавцы), не представляется возможным либо по техническим, либо по юридическим причинам. Поэтому если тахограф при выходе с завода производителя не имеет блок криптозащиты СКЗИ, то поставить его туда в 99% случаев не получится, а в одном оставшемся проценте будет слишком накладно для потребителя. Также, очень тяжело сравнивать по качеству изготовления отечественную технику с европейской.
Тахограф по ЕСТР не может быть установлен без установки на транспортное средство датчика скорости, который тоже стоит денег (обычно около 25-30% от стоимости самого тахографа).
В состав тахографа с СКЗИ российского производства зачастую входит блок ГЛОНАСС, который передает в тахограф координаты места нахождения автомобиля. Благодаря встроенному блоку ГЛОНАСС, тахографы с СКЗИ очень часто ставят без подключения к датчику скорости. Это несколько удешевляет процесс установки, но приводит к тому, что тахограф периодически показывает скорость, не соответствующую действительности. Очень часто скорость в тахографе, у которого не подключен датчик скорости, превышает допустимую, что влечет за собой фиксацию в памяти тахографа нарушения ПДД. Существует ГОСТ Р 53831-2010 по установке тахографа, где четко прописано, что тахограф устанавливается с датчиком скорости. Но ГОСТы в России уже давно носят не обязательный, а рекомендательный характер. И установки тахографа производят как попало, но в итоге «попадать» будет водитель, потому что уже в проекте нового Порядка установки тахографа даже невозможность распечатки «чека» с тахографа, или какие-то неверные значения трактуются как нарушение и подлежат административной ответственности. В случае с перевозкой опасных грузов, вырисовывается еще более интересная ситуация: невозможность получить достоверную информацию с тахографа, дает право инспектору оформить протокол по факту нарушения Правил перевозки опасных грузов (здесь уже совсем другие штрафы) и эвакуировать автомобиль на штрафную стоянку (ст. 27.13 часть 1 КоАП РФ).

Законодательная часть, регламентирующая выбор тахографа, представлена на соответствующей странице этого сайта, поэтому здесь останавливаться на этом не будем. Но приведем пример по расчету стоимости установки и последующего обслуживания тахографа по ЕСТР и с СКЗИ.
Возьмем, в качестве примера, транспортную компанию из 40 автомобилей, 20 из которых уже оборудованы тахографами международного образца (без СКЗИ), а 20 необходимо оборудовать «с нуля». Сравним затраты на оборудование этого парка тахографами с СКЗИ, и тахографами международного образца (ЕСТР):

1. Тахограф с СКЗИ. Цена тахографа (без учета работ по монтажу и дополнительных деталей, они у всех тахографов одинаковые) с блоком СКЗИ в среднем 35 000 рублей. 40 машин при оснащении тахографами с СКЗИ это 1 400 000 рублей. Ежегодные затраты составят 5833 рубля на каждую единицу (из расчета 3000 рублей калибровка каждые три года и 13 000 рублей стоимость СКЗИ, который необходимо менять каждые три года, без стоимости работ), что составит минимум 233 320 на 40 автомобилей ежегодно.


2. Тахограф ЕСТР. Цена тахографа международного типа 23 000 рублей. Дооснастить необходимо только 20 машин. Это 460 000 рублей. Откалибровать уже установленные тахографы еще на 20 автомобилях это 60 000 руб. Итого 520 000 рублей. Ежегодные затраты составят 1500 рублей на каждую единицу (из расчета 3000 рублей калибровка каждые два года), что составит 60 000 рублей на 40 машины ежегодно.

Итого разница составляет 940 000 рублей единовременных расходов и 173 320 рублей ежегодных, в пользу тахографов по ЕСТР. С переводом на одну среднестатистическую единицу техники установка тахографов по ЕСТР обойдется дешевле: на 23 500 рублей единоразово и на 4 333 рубля ежегодно. Приблизительно такая же математика и в случае полного оснащения парка автомобилей или автобусов.

Использование тахографов по ЕСТР для перевозок исключительно по территории России, согласно тому же проекту Порядка внедрения тахографов, будет разрешено до 1 января 2016 года. После этого срока возможно получить лицензию на право осуществлять международную перевозку грузов и это будет достаточным основанием продолжить использование европейских тахографов. Стоимость получения Международной лицензии составляет 5 000 рублей сборов и 20 000 рублей обучение персонала. Лицензия выдается на один/пять лет. И не важно, что автомобиль 1912 года выпуска и перевозит навоз из одной деревни в другую. Отказать в выдаче международной лицензии на технически исправное транспортное средство никто не в праве. Все расходы на лицензию составят незначительную часть от полученной экономии.

В настоящее время, оснащение тахографами с СКЗИ транспортные средства могут позволить себе только государственные компании, чтобы позже провести их замену, или ремонт, или апгрейд и освоить на этом новый бюджет. Тем же, кто деньги зарабатывает, мы настоятельно рекомендуем продолжить эксплуатацию уже установленных тахографов, соответствующих требования ЕСТР, и устанавливать только такие же тахографы без СКЗИ!

Необходимо помнить: Карточки водителей тахографов по ЕСТР и тахографов с СКЗИ не совместимы. Наличие двух тахографов в машине противоречит приказу № 36 и ЕСТР.